Может ли стать хладагент R134-A причиной выхода из строя установки для заправки автомобильных кондиционеров АС?
Возможно ли такое? Ведь газ R134-A является штатным, им заправляют системы на автомобильном конвейере. Для начала давайте разберемся, что же такое газ R134-A?
Фреон R134A – бесцветный, не ядовитый газ, представитель современных хладонов, что используются в климатическом и холодильном оборудовании. Его стали применять в связи с введением ограничений на работу различных систем с хладонами, содержащими хлор. Фреон R134A используется как в чистом виде, так и в составе смесей. Он относится к группе фторуглеводородов и носит химическое название тетрафторэтан. Этотфреон используют в различных сферах, например, в пневматическом оружии,для заправки в баллоны для пылеочистительных устройств, для охлаждения воды в промышленных масштабах. В жидком состоянии вещество часто используется для охлаждения персональных компьютеров.
ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ХЛАДОНА R134A:
- Надежность использования в любых условиях. При его эксплуатации не требуются исключительные условия безопасности.
- Стабильность рабочих характеристик.
- Термодинамические показатели, лучшие из существующих.
- Нулевой потенциал разрушения озонового слоя.
По результатам испытаний в широком температурном диапазоне было установлено, что хладагент R134A имеет большую степень производительности, чем прогнозировалось. Вещество обладает лучшими показателями теплопередачи, в сравнении с R12 и R22.
НЕДОСТАТКИ ФРЕОНА R134A:
- при температуре выше 250 градусов фреон разлагается с выделением вредных паров, например фосгена;
- коэффициент парникового эффекта GWP в 1400 раз выше, чем у СО2 (равен 1);
- фреон имеет высокую гигроскопичность, например, при ненадлежащем обслуживании проницаемость шлангов увеличивается, повышается риск проникновения влаги в систему;
- при попадании воздуха и дальнейшем сжатии возможно образование горючей смеси.
ДРУГИЕ ОСОБЕННОСТИ ФРЕОНА R134А:
- Хладагент нельзя смешивать с традиционными синтетическими и минеральными маслами. Фреон R134A в них не растворяется. Масло нетранспортируется по контуру охлаждения, оседая в теплообменниках ипрепятствуя теплопередаче. Специально для нового хладагента были разработаны полиалкиленгликолевые масла, которые имеют высокую гигроскопичность и низкую диэлектрическую проводимость.
- Хладагент проще заправлять после утечки по сравнению с популярными аналогами.
- Молекула R134A имеет меньшие размеры в сравнении с R12, поэтому к герметичности системы и особенно к местам сочленений предъявляются повышенные требования.Для использования R134A необходимы:
- гигроскопичные масла;
- соответствующие компрессоры;
Все системы перед заправкой хладоном R134A и заменой масла тщательно обезвоживаются. В контур автокондиционера необходимо установить фильтры осушения, которые должны соответствовать по размеру фильтруемых частиц размеру молекул R134A.
Физические характеристики газа R134A:
Температура кипения -26,5 градусов
Критическое давление 4,06 МПа
Критическая температура 101,5 градусов
Озоноразрушающий потенциал 0 ODP
Молекулярный вес 102,03 г/моль
Плотность жидкости 126 кг/м3
Плотность газа 5,28 кг м3
Растворимость в воде 0,21 об/об
Благодаря этим показателям фреон R134A применяют в автомобилестроении, промышленности, при создании бытовой холодильной техники.
В состав фреона R134A входят:
- хладон 134— 62,9%;
- хладон 218 – 32,6%;
- H-бутан – 4,5%.
Но также возможно использование чистого 100% хладона R134A.
Оценить качество заправляемого или откаченного из автомобиля хладагента можно только газоанализатором. И это совершенно не лишняя операция. Так, например, проверка была проведена на абсолютно новом автомобиле, обслуживанием которой занимается известный центр в Минске. Результаты получились неутешительными:
46% разрушительного фреона R22 и более, чем 10% крайне опасного хладагента R12.Похожий случай обнаружился и в Витебске, в личной машине одного из руководителей СТО было обнаружено содержание более 50% фреона R22!
КАК ОПАСНЫЙ ФРЕОН R22 И R12 ПОПАДАЕТ В АВТОМОБИЛИ?
1.Фреон перекачивается из машины клиента во внутренний баллон установки по заправке АС.
2.Хладагент смешивается с газом, уже имеющимся в установке.
3.Полученная смесь закачивается обратно в кондиционер авто.
КАК РАЗРУШИТЕЛЬНЫЕ СМЕСИ ПОПАДАЮТ В БАЛЛОНЫ?
Ответ простой – человеческая жадность.
Стоимость одного баллона 13,5 кг с фреоном R22 в три раза ниже, чем R134А. Нетрудно подсчитать, что при разбавлении R134a некачественным, опасным фреоном R22, можно получить около 500$ чистого «навара». Чаще всего опасные смеси появляются на рынке при покупке баллонов из Китая и Индии.
КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКАЮТ ИЗ-ЗА НЕКАЧЕСТВЕННОГО ФРЕОНА?
- Засорение автомобильных систем.
- Повышение расхода топлива.
- Поломка или полный выход компрессора из строя.
КАКИЕ ПОТЕРИ НЕСЕТ СТО?
- Возврат автомобиля с претензией.
- Возмещение затрат на приобретение компрессора, взамен вышедшего из строя на автомобиле клиента.
- Выход из строя и простой станции по заправке кондиционеров, отсутствие прибыли от поста обслуживания АС.
- Уменьшение количества лояльных клиентов.
Каждый из этих пунктов наносит прямые убытки деятельности СТО и его владельцу.
КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ НЕКАЧЕСТВЕННОГО ФРЕОНА R134A?
- Обращаться к надежному, проверенному поставщику.
- Покупать газ в брендированных баллонах и упаковках, 90% подделок обнаружено в сегменте небрендированного товара.
- Наличие сертификата РОСТЕСТА. Сертификат выдается только при проверке партии в лабораториях на территории РФ.
- Проведением дополнительного контроля своими силами с применением соответствующих моделей газоанализаторов.