Немного истории ... естественно не про тех кто "выкопал Чёрное Море"!
О том, как Англия собиралась строить Крымский мост
Мечтой о переправе через Керченский пролив люди жили задолго до нашего времени и не только в нашей стране.
История Крыма - это история нашей страны, однако до прихода русских Крым был "бурлящим котлом наций", этакий черноморский Вавилон. Кто здесь только не жил: греки, римляне, татары, итальянцы, всех не перечислить.
И все мечтали навести мосты, точнее хотя бы один мост.
Но от слов к делу так никто и не переходил, пока первый шаг не сделали именно славяне.
В 1792 году, когда на троне была Екатерина II, присоединившая Крым к России, на Таманском полуострове был найден Тмутараканский камень, на которым была высечена надпись.
Тмутаракань - местечко, которое большинство современных школьников считают выдуманным, ведь это название давно стало нарицательным для любой русской глубинки. А на самом деле речь идет о полуострове Тамань, на котором когда-то располагался древний город Тмутаракань.
То есть первые замеры перешейка были сделаны по приказу древнерусского князя, очевидно, что Глеб затеял такое трудоемкое и длительное занятие не просто так. Идея постройки моста была уже тогда, но, к сожалению, не было ни материальных, ни технических средств.
Идея то жила, но вот конкретного плана строительства не было, причем без малого тысячу лет.
Наконец, первый реальный чертеж создал в середине XIX века русский архитектор, обладатель одной из самых громких в мире фамилий Владимир Менделеев. Сын знаменитого химика предложил соорудить запруды от мыса Павловского до косы Тузла, а потом с нее - на Тамань.
Этот проект назвали не просто переправой из Крыма на материк, а мостом из Европы в Азию.
К сожалению, в царской России слишком часто клали "под сукно" проекты не укладывавшиеся в русские чиновнические рамки.
Так, в частности, отложили в дальний ящик чертеж с первым в мире танком, предложенным российским ученым, и это ещё задолго до начала Первой мировой войны.
И как первыми в мире к строительству танка придут англичане, так и в создании Керченского моста британцы захотят быть "впереди планеты всей".
Конец XIX века - пик противостояния между российской и британской империями. Государства находятся в состоянии холодной войны за Восток. Англия, крепко засев в Индии, продвигается в глубь Афганистана. А Россия же активно развивает свои интересы в соседнем Туркестане. И если эти две воинствующие державы сойдутся в одной точке - конфликта не миновать.
В 1884 году британский премьер Уильям Гладстон выделил 11 миллионов фунтов стерлингов на войну с Россией, на тот момент это были колоссальные деньги.
Сохранить мир могло только чудо. И оно произошло, вместо войны дипломаты договорились о строительстве.
В конце XIX англичане сумели проложить между Крымом и Кавказом по дну Керченского пролива телефонный провод для надежной связи метрополии с ее самой ценной колонией — Индией.
Проект был реализован за два года немецкой компанией «Сименс». Кабельная линия пролегла по линии Лондон — Берлин — Киев — Одесса — Керчь — Батуми — Тифлис — Тегеран — Карачи — Калькутта. Телеграфный кабель в Крыму проходил через Перекоп, заходил в Симферополь, затем направлялся в сторону Керчи и уходил на Кавказ по дну Керченского пролива.
Но если можно проложить кабель, то почему нельзя построить самый короткий железнодорожный путь, соединивший бы Великобританию с Индией?
Англичане давно мечтали создать свой великий "шелковый путь" только побыстрее и поудобнее, проложив туннель под Ла-Маншем, а затем построив мост через Керченский пролив, они тем самым крепко привязывали Индию к себе.
Чертеж туннеля под Ла-Маншем Томэ де Гамона 1856 года
Военный бюджет тут же перевели в строительный фонд и стали готовить документацию проекта железной дороги Лондон-Дели.
Однако, даже этих 11 миллионов фунтов стерлингов оказалось недостаточно. Нет, денег на мост в Крыму хватало с лихвой, просто построить подводный путь от британских островов к Франции оказалось делом неподъемным.
И хотя проект керченского моста с английской стороны заглох, один только план его строительства помог избежать войны с британцами, жаль что с немцами перед первой мировой, так легко договориться не удалось...
А ведь Николай II оценил по достоинству разработки англичан. Когда те отказались от своей идеи, царь повелел продолжить движение в этом направлении.
Мост должен был стать частью железной дороги, которая позволит круглый год вывозить товары с Таманского полуострова.
Однако проекту было не суждено состояться в связи со вступлением России в Первую мировую войну и дальнейшими политическими катаклизмами...
Продолжение следует...
Источник :
https://zen.yandex.ru/media/ourcrime...405100b3d8744a