Показать сообщение отдельно
Старый 14.11.2018, 03:24   #11 (permalink)
Новичок
 
Регистрация: 12.11.2018
Сообщений: 3
Вы сказали Спасибо: 3
Поблагодарили 6 раз(а) в 2 сообщениях
Сказал(а) Фууу!: 0
Сказали Фууу! 0 раз(а) в 0 сообщениях
Откуда: Братск
По умолчанию

https://ploughlike-elk.livejournal.com/2011/04/01/
Вот скопировал отсюда. Автор надеюсь не будет против так как ссылку даю на него. Это для общего развития и для форумного трепа.
Что нужно диагносту
ploughlike_elk
April 1st, 2011
Что нужно спецу для успешной диагностики автомобильных проблем? Слесарей и механиков, которые могут что-то заменить много, проблема найти тех, кто может определить что именно нужно менять или ремонтировать. В результате процесс устранения проблем часто сводится к последовательной замене различных деталей и узлов до тех пор, пока оно не заработает. Как правило это удовольствие оплачивает клиент со своего кармана (бывают исключения, но они не типичны). Не то чтобы клиент массово недоволен сложившимся положением вещей, в основном он более или менее безропотно оплачивает подобные упражнения, некоторые даже не представляют, что можно и по-другому. Но я все же расскажу, как правильно, вдруг кому-то интересно.

Диагностика стоит на четырех китах: Знание, Информация, Инструмент и Опыт. Причем именно в этой последовательности, а не в обратной, как это себе представляет массовое сознание обывателя и профессионала средней и ниже-средней руки.

Итак Знание я ставлю на первое место. Что подразумевается под Знанием? Многое. Начиная со школьного курса физики, математики и немножко химии и далее до ясного представления о том, как устроены и по каким принципам работают всевозможные системы и механизмы, будь-то механические узлы или электронные системы. Причем профессия диагноста (или, если хотите, по-настоящему квалифицированного автомеханика) подразумевает, что он не может быть только специалистом по электрике или только по механике - надо чувствовать себя свободно в обоих областях. В последнее время к этому еще и прибавилась необходимость быть как минимум продвинутым юзером компьютерной техники и программного обеспечения. Понятное дело, что обладателям подобных энциклопедических инженерных знаний не очень-то хочется валяться в грязи под машинами за скромное вознаграждение, поэтому нередко сильно поднявшийся по квалификации механик или диагност находит иные, более чистые и более хлебные способы заработка. Золотые дни, когда в автосервисе работать было престижно, уже позади, как ни жаль...
Впрочем, не будем о печальном. Так вот диагностом является лишь тот специалист, у которго в голове имеется четкая и детальная модель работы каждой системы, равно как и автомобиля в целом. В таком случае многие проблемы вычисляются на уровне инстинктивной логики, когда, например, по частоте шума или вибрации вычисляется какие элементы системы могут, скажем, вращаться или звучать с подобной скоростью, частотой или тональностью. Или как может изменяться функционирование электрической детали, отражая изменение напряжения на ней или тока, проходящего через нее. Или почему возникает дым того или иного цвета и запаха :-). Другими словами, моделирование работы системы в голове позволяет быстро прикидывать, какие симптомы появятся при различных отклонениях от номинальных режимов работы.
Кроме того, представление о принципах работы систем позволяет с высокой степенью вероятности определять устройство этих систем в конкретных случаях их применения, что во многом заменяет собой весвозможные источники технической информации. Например, зная как работают и из чего состоят системы управления двигателей, мне не нужно смотреть в мануал или Автодату, чтобы найти тот или иной датчик или исполнительный механизм. Несколько лет назад я так лишь развлекался, на спор с самим собой находя и определяя различные детали и узлы на незнакомых мне машинах. Теперь это уже стало естественным, примерно как остальным людям не надо заглядывать в справочники, чтобы определить где у того или иного животного хвост, глаза или ноги. Конечно, расположение различных реле или контрольных блоков так не определишь, но датчики или исполнительные механизмы всегда стоят там, где они могут стоять логически, как ноги снизу, хвост сзади, а глаза где-нибудь снаружи.

Информация это второй по важности столп диагностики. Во-первых, без доступа к технической информации Знание пополняется значительно медленнее. Во-вторых, информация нужна для более быстрого определения частностей: куда идет этот провод? нормально ли иметь такое напряжение на этом выходе в данных условиях? каким моментом надо затягивать этот болт? Пополнить Знание и вычислить частности можно и без Информации, но это уже будет работа инженера, когда ты сам должен почти что разработать систему заново, пока разберешься, как ее сделели другие люди. Чем сложнее система, тем больше времени уйдет на этот процесс. Когда диагностикой зарабатываешь деньги, каждый раз решается уравнение: что быстрее (а значит дешевле), додуматься самому или найти в мануале? Добавим сюда еще и тот фактор, что техническая информация не так уж и свободно доступна и на ее поиск тоже нужны время и / или деньги. Совсем нередко мне дешевле всего заплатить за доступ к заводскому мануалу на сайте с технической информацией производителя, нежели искать бесплатные пути доступа. Однако же и не все производители выкладывают свою информацию хотя бы в платный доступ. Например, найти сайт с доступом к технической информации по Mercedes, BMW или Honda для европейского рынка мне пока не удалось. А вот французы, хоть я их и привычно ругаю, в этом плане совсем неплохи. Даже дилеры далеко не ко всякой информации имеют доступ. т.к. она разносится по разным уровням (техподдержка, тренинг, онлайн-серверы с ограниченным доступом) или идет только в комплекте с дорогим оборудованием (все те же размеры и чертежи special tools или логика кодов ошибок и даже схемы электрооборудования зашитые в софт диагностического прибора).
Важнейшие элементы технической информации для диагноста это электросхемы, описания логики самодиагностики, описания принципов работы и устройства систем и конструктивные параметры различных элементов (напряжения, сопротивления, моменты затяжки, давления и т.п.).

Только теперь для диагноста встает вопрос Инструмента. Ибо если если есть Знание и вся Информация, инструмент можно сделать самому или придумать чем его заменить. Можно понять, например, из-за чего загорелась лампочка неисправности двигателя и не читая ошибок, если тщательно проверить рабочие параметры всех датчиков и актуаторов. Например, необязательно знать какой код ошибки прописался в памяти блока, если все, что удалось найти после тщательной проверки это отсутствие выходного сигнала с кислородного датчика. Даже не обязателен сканер чтобы стереть эту ошибку - в большинстве случаев после определенного количества рабочих циклов (поездок) код ошибки сотрется из памяти сам, если самодиагностика больше не регистрирует проблему. Не всегда так бывает, но не так уж редко фокус получается. В принципе, имея информацию о протоколе сигналов шины данных и зная как послать запрос блоку управления, можно читать коды ошибок хорошим пишущим осциллографом. Но это уже для извращенцев конечно...
Что я хочу сказать (уже в который раз), что всякое самое крутое оборудование есть лишь инструмент ускоряющий работу в той или иной степени. Если "диагност" знает как подключить сканер и вывести на экран или распечатать ошибки, но не знает как можно и нужно использовать вольтметр или осциллограф (который в сущности является продвинутым вольтметром) или прочие инструменты от компрессометра до гаечного ключа, тогда он никакой в жопу не диагност, а обезьяна со сканером. Не менее показательны и примеры автовладельцев, покупающих для личного пользования те или иные диагностические приборы (спасибо Китаю, это уже не стоит бешеных денег как раньше), и в итоге просто не понимающих, что оно там показывает :-).

Наконец на самом последнем месте по важности стоит Опыт. В данном случае под словом "опыт" подразумевается не стаж работы и приобретенные с ним знания, умения и навыки, а опыт в виде сырого банка данных в связках "какие были симптомы - что заменили / сделали". Этот опыт помогает, когда все в порядке с вышеописанными столпами диагностики. Но если их нет или они совсем хилые - Опыт часто играет злые шутки с обезьянами, применяющими его слепо. В банке обезьяньего Опыта могут быть даже такие постулаты как "если на Ниссан Микра горит лампочка двигателя надо заменить MAF". Вот именно так! Самое интересное, что поскольку вероятность попадания не нулевая, обезьяна с Опытом может даже пользоваться репутацией хорошего диагноста, в зависимости от того, какой автопарк у ее круга клиентов. Ибо на вопрос клиента "у меня на Микре лампочка двигателя горит, что это может быть?" обезьяна с Опытом даст четкий и быстрый ответ, а диагност скажет "нуу.. это надо смотреть какой код ошибки, проверить параметры и компоненты...", из чего клиент делает заключение "в общем нихрена этот мудак не знает!".
Но я не говорю, что Опыт плохо. Опыт помогает решать проблемы быстре за счет концентрации направления поисков сперва на наиболее вероятных, ранее встречавшихся причинах, переходя на затяжные поиски лишь в том случае, когда имеет место нетипичная (или незнакомая диагносту) проблема. Разница в том, что диагност найтет любую проблему и без Опыта, а обезьяна может делать лишь ограниченный набор трюков и ужимок.

В реальной жизни все обстоит прямо противополжным образом. Опыт имеет наиболе широкое распространение и ценность в глазах публики, в том числе и профессиональной (профессиональной в том плане, что они зарабaтывают на этом деньги, а не обладают должной квалификацией). Типичный вопрос клиента ищущего "хорошего мастера": " у меня на машине вот эдакая фигня происходит, вы сталкивались с таким?", - отражает приоритеты кристально ясно.
Далее ценится Инструмент в виде Всемогущего И Всезнающего Компьютера. Продвинутый клиент в наши дни спрашивает: "А у вас есть такой компьютер, который можно подключить к моей машине и он все покажет?". Были даже клиенты которые мне пеняли, указывая на ниссановский Consult III в дилершипе: "Вы не тот компьютер подключаете, это маленький, а я хочу, чтобы вы мне Большой Компьютер подключили!". Доказать что Consult III (весьма солидная штука на платформе Panasonic ToughBook CF-18) это и есть самый большой из всех возможных для его Note, так и не удалось - клиент остался с ощущением, что его тут разводят и хотят по-быстрому от него избавиться.
Обладание Информацией с точки зрения клиента важно если он сам является одним из форумных гуру, накачавших торренты с информационными базами производителей и даже умудрившихся их заставить работать. Мануал с картинками и пошаговыми инструкциями, особенно по диагностике неисправностей, для такого гуру является откровением с небес. Еще бы, ведь как поднимает авторитет на форуме публикация копипаста из мануала! Пусть даже и не относящегося к машине в данном конкретном вопросе :-). Заметно что копипасты со схемами элетрооборудования практически не попадаются на форумах, ибо найти в изобилии схем нужную куда сложнее, чем искать процедуру по картинкам. Форумный гуру считает, что он бы теперь и сам решил бы любую проблему... просто некогда и неохота покупать инструмент и пачкаться в масле.
Клиенты, которые ценили бы Знание мне попадались в единичных экземплярах. Пожалуй, пальцев одной руки хватит. В принципе оно понятно, ибо ценить Знание способен лишь тот, кто сам им обладает. А если так, то мои услуги ему не нужны.

Это все я накатал не с целью пожаловаться на мою нелегкую долю непризнанного гения :-). Осознание приведенных постулатов теперь и мне помогает жить. Ибо с клиентом не надо бороться, клиента не надо учить как правильно - это бесполезно. Доля читателей моего дневничка, который когда-то был задуман для популяризации темы, все равно не превысит миллионной доли всех потенциальных клиентов. Даже среди моей собственной клиентуры читателей дневничка 1 - 2 процента и их доля продолжает падать. Клиентом надо пользоваться таким, каков он есть. Это несложно: на вопрос "сталкивались ли вы..." всегда отвечаем четкое "да" называя одну-две причины, можно от балды, лишь бы звучало технически-заумно. На вопрос "есть ли у вас такой комьютер..." тоже говорим твердое "да". Какой-никакой сканер или шнурок с программой OBD диагностики для ноутбука всегда найдется в хозяйстве. Ноут предпочтительнее - даже если вообще не будет связываться с машиной, на экране будет что-то мелькать и на это можно глубокомысленно смотреть и сказать " н-да, случай нетипичный, тут надо разбираться тщательно.." и под этим предлогом выпроводить клиента из мастерской. Вот теперь, когда все дурацкие вопросы отвечены и никто не стоит над душой, можно и поработать спокойно и в свое удовольствие!
SimkaElektrik вне форума   Ответить с цитированием
Эти 2 пользователя(ей) сказали Спасибо SimkaElektrik за сообщение:
maksp (24.02.2023), Poltorash (05.11.2021)