На самом дне протухшей Победы
Эксклюзив. Начиная с 9 мая 2024 г. Россию накрыл абстинентный синдром. Не помогли ни Пасха, удачно выпавшая на 1 мая, ни путинская инаугурация 7-го. Все это было не то – ватные души желали привычного празднества величия. Между тем официальное празднование «Великой Победы» на третьем году войны с Украиной вышло неприлично скромным. На параде в Москве практически не было ни техники, ни зарубежных гостей, а ссылки на «войну с НАТО» звучали неубедительно. Не помогла и выставка разбитой техники ВСУ, свезенной в Москву на Поклонную гору, сколько ни разгоняли ее пропагандисты. Выставка даже вживую смотрелась скучно и бледно, большинство же россиян могли увидеть ее только на телеэкране. К тому же она была подозрительно мала - словом, не могла заменить отсутствия на параде в Москве своей техники.
И с гостями вышло плохо. Ведь если верить московской пропаганде, Россия побеждает НАТО и большая часть мира за нее. В Москву же, постояв на параде, приехали только мелкие диктаторы из российских колоний и полуколоний: из Беларуси, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана, Кубы, Лаоса и Гвинеи-Бисау. Да и то стояли на параде совсем не бескорыстно — либо отрабатывали прощёные долги, либо снова попросили денег. А где Китай? Где Индия? Куда подевались многие «прогрессивные народы Азии, Африки и Латинской Америки»? Совковое холопское самолюбие, привыкшее гордиться тем, что «наш барин зверь, все его боятся» был этим игнором жестоко уязвлен.
Не радовали глаз и "ветераны". Настоящие на 79 году празднования Победы успели вымереть, как мамонты, и вместо них пришлось искать суррогаты. Общей команды спущено не было, и все выходили из положения кто как умеет. И, если в Москве призвали на парад 90-летних ветеранов ФСИН, рассадили их вокруг Путина и его гостей, то в Ямало-Ненецком округе поступили проще, и в качестве ветеранов Великой Отечественной войны набрали местных бомжей. Так что нормально все смотрелось, хотя местные жители бомжей и узнали, но, повторю, чего-то не хватало.
Тоскующая русская душа попыталась решить проблему домашними средствами, и на улицы российских городов свергли люди, наряженные танками, самолетами, а кое-где и кораблями. Их фотографии, вне всяких сомнений, войдут в золотую коллекцию мировой клинической психиатрии. и, тем не менее, и это тоже было не совсем то. Неудовлетворенность вялыми хлопками вокруг «Великой Победы» не хотела исчезать. Это явно чувствовалось в тонущих постах в соцсетях, напоминая отступление воды от берега перед цунами, когда обнажается дно, с растерянными и недовольными обитателями, внезапно оставшимися привычного комфорта.
Можно сколько угодно иронизировать над абстинентным синдромом россиян, из которых неожиданно ушли бесы «Великой Победы», оставив их на произвол судьбы. Но ничего забавного в этом по сути нет. Майский взрыв победобесного энтузиазма десятилетиями помогал поддерживать эйфорию, связанную с гордостью за Победу, в течение всего года.
Эта эйфория смягчала вечный стресс от безнадежности и скотства российской жизни, являясь важнейшим инструментом успокоения недовольства. Так было в СССР, и так продолжилось в постсоветской России – и чем хуже шли дела в стране, чем сильнее Россия дрейфовала назад, в прошлое. В очередное свое Неосредневековье. И тем пышнее были пляски победобесов. Снижать градус майского психоза сейчас, когда Россия встряла в долгую — очень долгую, может быть, на несколько десятилетий, войну, было ни в коем случае нельзя.
Почему же в Кремле фактически сорвали празднование Победы, не разогнавшего психоз до обычного градуса? Отчасти, вероятно, из-за привычности праздника, ставшего рутиной, и, в связи с этим, из-за недооценки его значимости для удержания России от взрыва. Отчасти из-за перегрева военной темы войной в Украине, для поддержания популярности которой в значительной степени были израсходованы пропагандистские ресурсы, обычно используемые для разгона темы 9 мая. Кроме того, поскольку российские телепузики перекормлены военной темой КПД пропагандистских усилий в этом направлении резко снизился. Общий итог и вызвал отлив, за которым неизбежно последует взрыв недовольства, то же самое цунами.