Перспективы российской промышленности на примере авторынка - что будет
Автоэксперт Сергей Асланян рассказывает,
— Я живу в России и езжу на «Фольксвагене» немецкой сборки
1987-1990 годы, будучи социологом первой категории, посвятил работе во Всесоюзном центре изучения общественного мнения.
1990-1991 годы работал карикатуристом в издательстве «Дата».
Работает у хадарковского,живёт в германии
— Да? Я покупала всегда Castrol и очень радовалась…
— Castrol очень хорошо вложился в рекламу в России, добился невероятной популярности, поэтому его подделывали совершенно оголтело. И в результате он утратил любую репутацию на российском рынке. Вплоть до того, что любой слесарь в авторемонтной зоне вам скажет, что Castrol — это фирма, которая торгует «передельным» маслом.
— Хорошие же считались колеса Nokian…
— Этот завод был пойман за руку. Журналисты из издания «Авторевю» проводили тест. Они купили резину Hakkapeliitta, поехали на полигон в Финляндию, и выяснилось, что это совершенно непотребно
. Позвали представителя фирмы и спросили: это что? Финны сделали вид, что «ай-ай, как же так».
Второй очень важный момент: Китай не умеет делать автомобили. Он умеет делать макеты автомобилей в натуральную величину.
У китайцев и нет такой задачи — делать автомобили.
— Конечно. Китайское дерьмо делается на лучшем в мире оборудовании. До этого точно так же жил Советский Союз. Самый дерьмовый на свете автомобиль «Москвич» делали на оборудовании, которое было совершеннее и лучше, чем на заводах BMW.
— Подвеска Макферсона, которую украли для «Жигулей», была точно хорошая. Я ездила.
— Подвеска — да, хорошая. А завод в Кинешме, который производил для этой подвески амортизаторы и пружины, причем на самом совершенном немецком оборудовании… В Кинешме не было ни одного советского станка, только Германия и Швейцария. Но завод делал дерьмовые пружины и дерьмовые амортизаторы.
— Недавно портал Drom купил такую машину для ресурсных испытаний.
Поехали на ней, а машина не держит дорогу. То есть вообще не держит. Она не в состоянии. Предположили, что, может быть, не сделан сход-развал, приехали к дилеру: мол, давайте проверим. А дилер понятия не имеет, о чем речь. Он не знает, какие должны быть эталонные значения, у него нет оборудования и так далее.
— Сначала конструктор придумал: такой будет маленькая машинка для женщин, такая у нее будет подвеска, такой мотор, такой руль, такие педали, такая коробка. Дизайнер облачил все это в такую интересную внешность.
А потом вот это все отдается гонщику «Формулы-1» Джеки Стюарту: Джеки, научи, пожалуйста, вот это все ездить, чтобы машина держала прямую и проходила повороты. Джеки Стюарт уезжает на этой машине на полигон на полгода и учит ее ездить. Подбирает новые значения клапана отбоя амортизатора, новый диаметр витка пружины, смотрит углы установки колес. И все это вместе потом складывается в управляемость автомобиля. Это серьезная доводочная работа.
—
АвтоВАЗ у нас теперь представлен машиной «Лада Гранта». Я на ней ездила недавно в командировке, у меня нет страха перед российским автопромом, я долго ездила на «девятке» и как-то чуть не купила «Калину». На «Гранте» особенно трудно было входить в левый поворот, потому что левая стойка совершенно перекрывала обзор, я просто не видела дорогу
. Сначала я думала, что это из-за моего роста. Потом выяснилось, что стойка сконструирована так, чтобы с гарантией перекрывать обзор человеку любого роста. Как бы вы объяснили такие конструкторские решения? Это ведь невозможно сделать случайно?
— Российская конструкторская школа предусматривает не водителя за рулем, а попытку попасть в государственные стандарты. Правда, в них тоже не попали. Ну не получилось.
«Лада Гранта» сделана на базе «Калины». А «Лада Калина» — это машина, которая не имела права на существование.
Если люди считают это нормой и запивают эту «норму» боярышником, то в их жизни не надо ничего менять.
— Но уже ведь пришли на АвтоВАЗ французы, уже стали делать автомобили, казалось бы, по-своему. Почему не получился даже Renault — при всем скептическом отношении экспертов к этой марке? Место проклятое?
— Во-первых, место проклятое. Во-вторых, французы и пришли с другой задачей. У них не было намерения улучшить то, что делает АвтоВАЗ. Они улучшали завод, улучшали технологии, докупали новое оборудование. И ждали того момента, когда можно будет все вот эти «Лады» с конвейера снять, а поставить в производство свои модели. То есть они хотели сделать сборочный филиал, который будет выпускать обычный Renault без «Лад».
Не рекомендуется покупать все машины на букву Ф:форд и все французские
— Так это ведь практически и произошло, последние «Лады» во многом повторяли французские машины.
— Да, почти.
Потом, в
2014 году, пришел Бу Андерссон. Он посмотрел на этот ужас и предложил все-таки сделать нормальную машину. И заставил завод сделать «Ладу Весту».
— А «Веста» — это уже машина?
— Это уже все-таки приличный автомобиль, современный. Это единственная машина, которую имеет право выпускать АвтоВАЗ.
— Только уже не может, потому что не из чего.
— П
очему в таком случае его уволили?
— А вот именно за это его и выгнали.
Он проработал всего два года, а потом его пинком под зад вышвырнули из страны. В стране есть металлургическая промышленность,
которая выпускает какой-то там прокат…
Бисмарк говорил: «На каждую вашу хитрость русские ответят своей непредсказуемой глупостью».
Бисмарк говорил «Никогда не воюйте с русскими» — и так далее.
Ирина Тумакова иноагент