Горел Коран, однако «погорела» Россия (Эксклюзив)
Депутат парламента Великобритании Сэмми Уилсон призвал НАТО изучить причастность России к акции сожжения Корана ультраправым активистом Расмусом Палуданом в Стокгольме.
Сожжение Корана
21 января под посольством Турции в Стокгольме датский богослов, адвокат и ультраправый экстремист Расмус Палудан в знак акции протеста сжигает священную мусульманскую книгу Коран.
Чем нанес немыслимое оскорбление всему мусульманскому миру. Это, в свою очередь, позволило президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану заработать необходимые в преддверии выборов очки, заблокировав вступление Швеции в Альянс.
Известно, что Турция и Швеция долгое время не могут решить вопрос курдов, которые, по утверждению турецкой стороны, участвовали в неудавшемся перевороте 2016 года и теперь, дескать, скрываются внутри шведских границ. Анкара требует выдать ей 130 курдских активистов, на что Стокгольм идти не собирается.
Для Эрдогана манипуляция террористической угрозой со стороны курдов – это основной источник симпатии избирателей, в частности, перед выборами 2023 года.
Вероятно, что Турция так или иначе блокировала бы вступление Швеции в НАТО, однако проведенная акция предоставила Эрдогану прекрасный повод и для обиды, и для жесткости.
Сети российских спецслужб
Вскоре стало известно, что расходы на проведение этого жеста были оплачены шведским предпринимателем, журналистом и фотографом, главным редактором интернет-газеты Nyheter Idag и активистом партии «Шведские демократы» Чангом Йоханнесом Фриком. Таким образом соответствующими ведомствами была выявлена причастность к произошедшему российской военной разведки.
Чанг Фрик неоднократно посещал Москву и сотрудничал с Russia Today. Последние несколько лет он занимается активным продвижением нарративов Кремля. Некоторые издания называют его «российским агентом влияния».
Однако ключевым стало то, что после проведения Финляндией расследования о причастности России к акции в Стокгольме, Кремль сам себя выдал.
27 января Палудан сжег Коран уже в столице Дании — Копенгагене, напротив мечети. А для пущего эффекта, 29 января он делает то же самое напротив посольства РФ, также в Копенгагене. При этом Палудан демонстративно оскорбляет мусульман России.
После почти года проигрышей на украинском фронте, России катастрофически нужно разобщить западные страны, чтобы те не могли оказывать поддержку Украине. И это оказалось неплохой возможностью оказать услугу турецкому президенту, который в будущем, возможно, окажет некую и со своей стороны.
«Отодвинуть» от НАТО Швецию и Финляндию – оказалось одной из первоочередных задач России. Ведь если обе страны вступят в Альянс, то Россия получит дополнительные 1300 км общей границы со странами НАТО, которых назначила главнейшей угрозой своему существованию.
Пройдет лишь один
Финляндия и Швеция рассчитывали на то, что смогут вместе присоединится к НАТО. И планировали это сделать совместно. Однако на пути оказался Эрдоган, а затем, после вроде бы уже достижения компромисса, — снова Эрдоган. Но уже благодаря российским провокациям с Кораном.
Правда после инцидента 21 января Эрдоган впервые заявил, что Анкара может одобрить членство Финляндии в НАТО отдельно – без Швеции.
Что, в теории, несколько меняет текущую конфигурацию и планы двух стран одним «отрядом» зайти в НАТО. Но не ставит крест на их интеграции в принципе.
Финское правительство действительно намекнуло о том, что может быть вынуждено добиваться членства в НАТО без Швеции. Тем не менее, сама Швеция не теряет надежды на вступление в Альянс летом.
И тут, очень своевременно, некие лица и структуры попытались организовать сожжение Корана на митинге в Хельсинки на прошлой неделе. Что сумели предотвратить финские правоохранительные органы. Иначе в минувшее воскресенье, 29 января, в один день с перфомансом Палудана в Копенгагене, не было бы заявления Эрдогана о готовности «пропустить» финнов в НАТО отдельно от шведов.
Таков был расчет организаторов, но финская полиция сработала эффективно. Как и финские спецслужбы, в принципе, в последнее время. Ведь они одними из первых сообщили о причастности России к провокациям Палудана.
Таким образом градус напряжения в отношениях с Анкарой если не понизился, то по крайней мере остался на прежнем уровне. И будет постепенно падать по мере того, как будет все больше доказательств российского следа; и окончания избирательного цикла в Турции.