Историческое фото.
Подъем крейсера "Варяг" японцами, 1905 год.
Помните любимую совдепией песню "Врагу не сдаётся наш гордый "Варяг"?
А теперь зацените реальную историю этого плавучего неудачника:
* 1899 г - построен в США, продан России;
* 1904 г - затоплен после первого же боя с японской эскадрой - в том бою результативность огня «Варяга» оказалась НУЛЕВОЙ, из команды погибло 22 человека, а двое умерли сразу же после окончания сражения;
* 1905 г - поднят со дна, включен в состав флота Японии под именем "Сойя";
* 1916 г - выкуплен Россией у Японии, болтался на рейде;
* 1917 г - отправлен на ремонт в Британию, простоял там три года;
* 1920 г - продан Германии на слом в погашение долгов;
* 1924 г - при буксировке, сел на мель неподалеку от шотландского поселка Ленделфут, и прямо на камнях был разрезан на металл.
Итак, рожденный в Филадельфии, прослуживший десять лет японцам, легендарный крейсер умер в чужом море.
В этом - почти вся история России: мифы о "глубинном народе" и бесконечных победах.
_______________________________
Еще интереснее реальные подробности боя "Варяга" с японцами.
Как всем известно, "Варяг", "осыпаемый градом японских снарядов", полностью лишился боеспособности и принужден был вновь вернуться на рейд Чемульпо. "Тем не менее, за длившийся почти час бой, он потопил японский миноносец, тяжело повредил легкий крейсер (позднее затонул при буксировке в Японию), попал в мостик японского флагмана, поразив его капитана..."
Все это было бы в высшей степени замечательно, если бы не досадные нестыковки:
1. "Град снарядов".
Японцы, как дотошный народ, отчитались после боя о 276 использованных снарядах главного калибра (203 и 152 мм). Учитывая количество таких орудий в японской эскадре (более 50-ти), на каждое пришлось менее 6 выстрелов.
Т.е. японцы стреляли неспешно, тщательно выцеливаясь и затрачивая на подготовку к выстрелу в среднем по 10 минут. Те же японцы, насчитали затем в поднятом "Варяге" 11 попаданий. Итоговая точность стрельбы - 4% (что несильно отличалось от статистики Цусимского сражения).
Японские снаряды нанесли кораблю существенный, но отнюдь не фатальный ущерб - энергетическая установка не пострадала, как и система управления, в строю оставалась большая часть артиллерии (согласитесь, было бы странно, если бы 11 японских снарядов поразили все 8 орудий главного калибра в 152 мм).
Артиллерию меньшего калибра японцы не использовали, т.к. бой шел на приличной дистанции - 35 кабельтовых (около 7 км).
Очевидным подтверждением, что все было не столь ужасно, стали факты, что после подъема "Варяга", японцы смогли прямо в Чемульпо запустить машины крейсера и он своим ходом ушел в Японию, а артиллерия на переименованном "Варяге" до 1916 года оставалась штатная, американская, что было бы решительно невозможно при ее разрушении в ходе боя.
2. Теперь о результативности огня "Варяга".
Оказывается, что за бой, с русского крейсера было выпущено 1100 снарядов всех калибров! В том числе 450 снарядов главного калибра! Это в 1,6 раза больше, чем сделали выстрелов 8 японских крейсеров.
То есть, на производство одного выстрела, канониры "Варяга" затрачивали менее минуты! Если учесть, что первым же попаданием на "Варяге" был уничтожен дальномерный пост (который до этого оценил дистанцию до японцев с ошибкой в 2 км), то придется констатировать, что русские моряки палили в молоко из всего способного стрелять, включая 47-мм орудия.
Учитывая, что незадолго до начала войны, "Варяг" на учениях продемонстрировал точность стрельбы на уровне 0,5%, то теоретически в японцев могли бы попасть 2-3 русских снаряда в 152 мм.
На практике же, похоже, придется согласиться с данными японцев, что их "корабли не имели повреждений от вражеского огня и потерь в личном составе".
Как же быть с потопленным миноносцем, затонувшим крейсером и поврежденным флагманом?
Японские крейсера, участвовавшие в бою с "Варягом", через неделю в полном составе появляются под Порт-Артуром, не исключая "поврежденный флагман" и "затонувший легкий крейсер".
А все 8 участвовавших в бою миноносцев - были исключены из списков японского флота и сданы на лом в первой половине 20-х годов.
Откуда же взялась история о потопленном миноносце?
Оказывается, из воспоминаний капитана "Варяга" Руднева, в которых она предусмотрительно предварена фразой "по словам неких английских офицеров...".
Короче - типичный баян, который его автор заготовил в преддверии истребования повышенной пенсии от Морского ведомства.