![]() |
В каждой сказке есть доля правды.
Красавица Медной горы: кто вдохновил Бажова на образ сказочной Хозяйки
https://cdn.ren.tv/cache/960x540/med...344fcb00a7.jpg Павел Петрович Бажов – знаменитый писатель, фольклорист и журналист, который прославился как автор сборника «Малахитовая шкатулка». Серия сказов основана на фольклоре уральских горняков. Один из ключевых персонажей сказов – Хозяйка Медной горы, мифическая владелица и хранительница земных богатств, покровительница рудокопов. Медная гора – не миф, она реально существует. Где она находится? И какие легенды легли в основу образа ее могущественной Хозяйки? Об этом рассказывает программа «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ. На месте Медной горы – пруд Полевской – город на западе Свердловской области. Он расположен в 40 километрах от Екатеринбурга. Легендарная Медная гора из сказов Павла Бажова находится именно здесь, на восточных склонах Среднего Урала. «Несмотря на название, никакой горы нет и никогда не было. Медная гора – это Гумешевский медный рудник, вся медь находится глубоко-глубоко под землей», - рассказала заведующая Историческим музеем города Полевской Наталья Гуркина. На Гумешевском руднике или, как его прозвали в народе, Гумешках, добывали не только медь, но и одно из главных сокровищ Урала – малахит. Именно здесь в 1775 году нашли малахитовую глыбу массой почти три тонны. Ее полуторатонную часть Алексей Турчанинов подарил императрице Екатерине II. https://cdn.ren.tv/cache/960x540/med...cf9391935c.jpg «Первый русский малахит был найден на Урале. По сути, малахит – это известняк, пропитанный солями меди. Он обычно встречается на сульфидных месторождениях, какими являются Гумешки», - добавляет историк Александр Сидоров. Хозяйка озлилась на горняков В конце XIX века запасы малахита иссякли, а вскоре шахты затопило. Местные жители сразу заговорили о том, что чем-то прогневали Хозяйку Медной горы. «Объясняли так, что малахит попал в церковь, а Хозяйка и церковь – малосовместимые вещи. Хозяйка разгневалась и спустила весь малахит ниже и рудник затопила», - добавляет историк Александр Сидоров. В сказах Бажова Хозяйка Медной горы – это хранительница подземных богатств Урала и покровительница рудокопов. Бажов описывает ее как прекрасную молодую женщину с длинной косой в платье из переливающегося малахита. «Хозяйка Медной горы – это, по сути, оборотень. Она может представать либо в виде человека, либо в виде ящерки, либо в виде ящерки с человеческой головой», - поясняет Александр Сидоров. Легенды уральских промышленников Сборник сказов «Малахитовая шкатулка», где фигурирует Хозяйка Медной горы, вышел в свет в 1936 году. Но, судя по исследованиям фольклористов, легенды о хранительнице земных богатств появились на Урале за несколько столетий до публикации сказов Бажова. https://cdn.ren.tv/cache/960x540/med...35cb36b5a3.jpg «Когда на Урале начали строить Екатеринбург, появилась заводская, промышленная культура. Когда человек начинает работать на заводе, он не может быть совсем неграмотным, он должен знать основы физики, уметь считать», - добавляет Александр Сидоров. Жители Урала, которых некоторые филологи называли представителями «горнозаводской цивилизации», отличались от остального населения царской России. Образованные и свободолюбивые, они придумывали собственные мифы и легенды, которые в корне отличались от крестьянских сказок. «В горе, в шахте, когда тебя окружают камни, которые могут тебя по щелчку размозжить, совершенно другие ощущения. Там сказки по типу «Курочки Рябы» просто-напросто не возникают», - полагает Александр Сидоров. Сказы дедушки Слышко Представителем «горнозаводской цивилизации» был и сам Павел Бажов. Он родился в семье рабочего Сысертского завода. Спустя 10 лет Бажовы перебрались в поселок Полевской, где Паша познакомился с местным сказителем по прозвищу дедушка Слышко, которого на самом деле звали Василий Хмеленин. Именно от него Бажов впервые и услышал про Хозяйку Медной горы. Спустя годы он написал сказ о хранительнице подземных богатств Урала. «Рукопись сказа «Медной горы Хозяйка» написана на тетрадных листах. Почерк учительский, аккуратный, разборчивый, как будто специально для исследователей. А черновики, наоборот, скорописью написаны, которую вряд ли разбирал сам Бажов», - рассказал ученый секретарь Объединенного музея писателей Урала Георгий Григорьев. Дух-хранитель Бажов считал, что в образе Хозяйки Медной горы воплотилась тоска молодых рудокопов по женщинам. Представительницам слабого пола спускаться в шахту было категорически запрещено, это считалось плохой приметой. https://cdn.ren.tv/cache/960x540/med...0739a1e6c2.jpg По мнению многих исследователей, в основу образа Хозяйки Медной горы легли также старинные предания о духах-хранителях местности. Легенды о таких мифических персонажах существовали не только на Урале, но и почти в каждом шахтерском регионе. «Хозяйка Медной горы хранит не только материальные богатства, но и секреты мастерства. Многие персонажи сказов, тот же Данила мастер, именно к Хозяйке Медной горы обращаются за тем, чтобы она показала им красоту камня», - поясняет историк Александр Сидоров. Несмотря на уважение, уральские рудокопы считали Хозяйку Медной горы опасной и старались всячески избегать встречи с ней. К тем, кто хотел завладеть подземными богатствами только ради наживы, она была сурова. А вот мастерам, которые стремились превратить самоцветы в произведение искусства, покровительствовала. При этом Хозяйка была истинной женщиной и не терпела соперниц, поэтому шанс снискать ее благосклонность был только у холостяков. [Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться...] |
|
Текущее время: 06:31. Часовой пояс GMT +3. |
Copyright ©2000 - 2025, vBulletin Solutions, Inc. Перевод:
zCarot